Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа художественной направленности "Озорные музыканты"
Программа занятий
Октябрь
1.Тема : «Что такое музыка?»
Теория: иметь представления об источниках звуков, музыкальных узоров, о безграничном многообразии музыки, интереса и первоначальных навыков к музицированию через игру.
2.Тема: «Звучащие жесты» - звуки человеческого тела.
Теория: познакомить с понятием «звучащий жест» и его применение, разобрать партитуры ритмических фигур и упражнений «звучащих жестов», обучать сопровождению речевых упражнений «звучащими жестами» и побуждать детей принимать активное участие в играх с помощью «звучащих жестов» и переносить их на шумовые инструменты.
3. Тема: « Музыкальный тембр и образ».
Теория: познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов, их разновидностях, научить различать тембровый слух, темброво-ассоциативное мышление на основе синтеза искусств – музыки, живописи, поэзии, научить детей правильным приемам звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок.
4.Музыкально – дидактические игры
Теория: научить детей играть в музыкальные дидактические игры, развивать творческое мышление, музыкальный слух.
Ноябрь.
1. Тема: «Громкие и тихие звуки»
Теория: научить различию силы звучания. Рразличать динамические оттенки музыкальной речи: (piano - forte).
2.Тема: «Деревянные звуки».
Теория: Познакомить детей с деревянными музыкальными инструментами (ложки, коробочка, трещотка, рубель, ксилофон). Научить детей во время игры на деревянных музыкальных инструментах пользоваться контрастной динамикой (forte- piano).
3. Тема: «Металлические звуки».
Теория: Познакомить детей со звуками, издаваемыми металлическими предметами (металлическая посуда, связки ключей, болтов, гаек) и музыкальными инструментами (бубен, треугольник, колокольчик металлофон и др.).
Научить детей использовать в звуковых композициях динамику (piano - forte; ).
4.Тема: «Шуршащие звуки»
Теория: Познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими (бумага, полиэтиленовые пакеты, коробочки засыпанные крупой, связки пуговиц, самодельные музыкальные инструменты) и музыкальными инструментами (маракас, румба, кожаный барабан).
Декабрь
1. Тема: «Стеклянные звуки».
Теория: научить детей составлять произвольные композиции с предметами из стекла и музыкальными инструментами, пользоваться тихой динамикой: piano и pianissimo. Тренировать в умении, соотнести звучание стекла с некоторыми эмоциональными состояниями, развивать тембровый слух.
2.Тема: «Шумовые и музыкальные звуки».
Теория: научить детей различать свойства звуков, разделяя их на шумовые и музыкальные, тренировать в умении, выделить из всего звукового многообразия необходимый в данный момент звук.
3.Тема: «Музыкальный регистр: высоко и низко».
Теория: развивать у детей звуковысотный слух в связи с наглядными ассоциативно-пространственными представлениями о высоких и низких музыкальных звуках. Научить осознанно использовать их в детском музыкальном творчестве.
4.Тема: «Музыкальное пространство: далеко и близко».
Теория: Познакомить детей со средствами музыкальной выразительности в связи с жизненными и художественными ассоциациями далёкого и близкого пространства.
Учить детей использовать средства музыкальной выразительности в речевых играх, в пении, творческих импровизациях и музицировании.
Научить детей играть непрерывно, без остановок под управлением дирижера.
Январь.
1. Тема: «Природные и самодельные инструменты».
Теория: Знакомство с «Творческой мастерской». Изготовление простых шумовых самодельных музыкальных инструментов.
2.Тема: «Я - исполнитель».
Теория: Познакомить с партитурой (условными знаками), ее значением и применением. Осваивать навыки игры на самодельных музыкальных инструментах с помощью партитуры.
3.Тема: «Рождение музыкальных звуков».
Практика: Развивать у детей метроритмическое чувство, используя речь, движение и детские музыкальные инструменты. Закрепить представление детей о долгих и коротких звуках, темпе.
Импровизации на самодельных музыкальных инструментах.
Февраль
1. Тема: «Шумовые инструменты».
Практика: Научить детей творчески использовать шумовые самодельные и музыкальные инструменты во время музицирования. Учить детей читать ритмический рисунок по партитуре и исполнять сольно и в оркестре.
2. Тема: «Все мы музыканты – вот нас сколько».
Практика: Приобщать детей к форме коллективного музицирования в оркестре. Научить одновременно начинать и заканчивать игру.
3. Тема: «Самодельные музыкальные инструменты».
Практика: Приобщение родителей и детей к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. Участие в творческой выставке «Делаем сами, своими руками».
4. Тема: «Музыкальные профессии».
Практика: Познакомить с разновидностями музыкальных профессий. Дать детям представление о концертном качестве исполнения.
Март
1. Тема: «Игра в оркестре, ансамбле».
Практика: Развивать слуховое воображение. Научить детей импровизации игры на инструментах.
2.Тема: «Гром, гроза и молния».
Практика: Тренировать умение работать с переменной динамикой. Знакомить детей с новым исполнительским приемом – тремоло. Научить детей передавать звуки окружающей природы с помощью самодельных и детских музыкальных инструментов.
3. Тема: «Ударные музыкальные инструменты».
Практика: Знакомство с разновидностями ударных музыкальных инструментов (барабан, колотушка, бубен, тарелки, треугольник) и их необходимостью.
Работа в «Творческой мастерской». Изготовление простых самодельных ударных музыкальных инструментов. Исполнение знакомых попевок, песенок, мелодий на самодельных ударных музыкальных инструментах.
4. Тема: «Песенка дождя».
Практика: Научить детей пользоваться комплексом музыкально-выразительных средств: темпом, динамикой, тембром, артикуляцией, варьируя их интуитивно в зависимости от задания. Развивать метроритмическое чувство, дать представление о переменном темпе (ускорение, замедление). Правильно передавать ритмические рисунки на металлофоне, ксилофоне, бубне, барабане и на других ударных музыкальных инструментах.
Апрель
1. Тема: « Ансамбль».
Практика: Познакомить с видом коллективного музицирования в ансамбле.
Приобщать детей к форме коллективной импровизации в ансамбле.
Учить детей точно передавать ритмический рисунок попевки, мелодии во время исполнения.
2. Тема: «Музыкальная живопись».
Практика: Учить детей самостоятельно разбирать и записывать музыку знаками, создавать новые мелодии по рисункам и совместные музыкальные картины.
Побуждать детей играть по партитуре сольно и в ансамбле.
3. Тема: «Ритмические игры» (первая часть).
Практика: Знакомить детей с длительностями звуков в игровой форме и в различных формах моделирования. Обучить осознанной ритмической импровизации на заданный образ.
4. Тема: «Ритмические игры» (вторая часть).
Практика: Познакомить с минором и мажором через сказку Учить различать лад в своих музыкальных импровизациях и произведениях.
Май
1. Речевое музицирование
Практика: Учить детей ритмически декламировать стихи, потешки, прозаические тексты.
2.Тема: «Оркестр самодельных музыкальных инструментов».
Практика: Приобщить родителей и детей к участию в совместной выставке «Делаем сами, своими руками» (изготовление самодельных музыкальных инструментов). Исполнять знакомые попевки, песенки, мелодии на самодельных музыкальных инструментах сольно и в оркестре.
3.Тема: Итоговый контроль. Творческий отчет.
Практика: Поощрять стремление детей к концертным выступлениям, учить вести себя на сцене.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника